Буддийское мировоззрение рассматривает наше существование как постоянное пребывание в череде перерождений: умирая в одном мире, мы затем рождаемся в другом.
Миры страстей:
Буддийское учение говорит о существовании шести миров. Их также могут называть:
сфер бытия;
царства;
локи;
реальности;
уровни;
пути страданий.
Чтобы лучше понять, что это значит, нужно вспомнить основы мироустройства в сознании буддистов. Все существа находятся в кругу перевоплощений – в сансаре. После физической смерти в этой жизни любое существо, в том числе человек, может переродиться в одном из шести миров. То, в каком мире он переродится, не зависит от его собственного желания, а лишь только от заслуг, накопленных в прошлом, то есть от кармы. Существо с хорошей кармой воплотится в более высоком мире, с плохой – в низшем. Заветная цель любого буддиста – достичь Просветления и тем самым вырваться из сансары, перестать перевоплощаться в мирах страстей.
Различают следующие 6 миров (от верхних к нижним):
Богов – Дэвов. Дэва (на пали и санскрите «сияющий») в буддизме — название для множества разнотипных существ, более сильных, долгоживущих, и более удовлетворённых жизнью, чем люди. Термин дэва принято переводить как бог или божество, хотя дэвы значительно отличаются от божеств других религий. Мир, населённый дэвами, называется дэвалока или мир (небеса) богов.
В буддийской литературе описание миров богов связано также с обсуждением ущербности этих миров — существа в них всё равно испытывают своего рода страдания, пребывания там хотя и очень длительны, но рано или поздно прекращаются, и обитатели этих миров не выходят из Сансары. Все боги задействованы в одной из трех сфер:
чувственного;
форм;
отсутствия формы.
Полубогов – асуров, демонов. Подвержены гордости, стремлению к власти.
Людей. Люди подвержены страсти, чувствам, сомнениям. Они привязаны к вещам и другим людям из-за чувства любви. У каждого человека может быть разный уровень жизни, благосостояния, количество отведенных лет тоже зависит от конкретной личности, но в целом редкие представители доживают до ста лет.
Люди отличаются тем, что обладают разумом, способностью анализировать, стремиться к развитию и духовному росту. Их жизнь циклична, переживает стадии зарождения, роста, пика, стагнации – и так по кругу. Из-за страстной натуры они ближе к асурам.
Животных. Ими управляют инстинкты и неведение.Также известный как «тирьяг-йони», он характеризуется невежеством. Животные, хоть и обладают умом, но в отличие от людей, живут только физиологическими потребностями. Животных одолевает холод, желание есть или размножаться – они все свои силы бросают на удовлетворение первичных потребностей.
Голодных духов – претов. Преты – это голодные духи, которые всегда жаждут питья или пищи, но никак не могут насытиться. В прета-лока перевоплощаются существа, которые в прошлом рождении отличались жадностью, алчностью, и теперь эти качества приносят им страдания. Преты думают только о себе, собственном удовольствии и потому никогда не получают его. Прета-локой управляет майя – божество иллюзий.
Обитателей ада – нараков.Его можно сравнить с адом – низшим миром страстей в буддизме, куда попадают существа за свою карму. Впрочем, пребывание здесь не может длится вечно: когда карма будет отработана, предстоит перевоплощение в более высоком мире. Насчитывается огромное количество адов – нараки. Особенно выделяют восемнадцать из них: по восемь горячих и холодных и два нарака, где царит боль. Характеристики ада – ненависть, злость, недоброжелательство. Он настигает за злодеяния по отношению к другим в прошлых жизнях.Горячие нараки вселяют ужас. Здесь земля, реки, небо – сплошное раскаленное железо, лава, пламя, огонь, тлеющий уголь. От них не убежать, потому что все вокруг сразу превращается в искры огня.
Противоположность горячего ада – холодный, покрытый вечной мерзлотой, льдами и экстремально низкими температурами. В холодные нараки отправляются за чрезмерную гордыню, холодность души, презрение, самодовольный нрав.
Существует 2 вида понимания миров:
Психологическое
С этой точки зрения в нашей жизни мы можем почувствовать воздействие всех шести миров в зависимости от умственных состояний. К примеру, если человек испытывает жадность, на него действует мир духов, если стремится удовлетворить только физиологические потребности – уровень животных.
Концептуальное
Под концептуальным пониманием подразумеваются именно миры, в которых живут разные существа: звери, люди, асуры и так далее. Если человек жил всю жизнь праведно, придерживался принципов и законов буддизма, стремился к Просветлению и самосовершенствованию, у него есть шанс в следующем воплощении родиться в мире богов или полубогов.
Если же он постоянно предавался страстям, похоти, желаниям, много ел, спал и не занимался духовным развитием, он, вероятнее всего, переродится в царстве животных. Разные буддистские направления немного по-разному смотрят на подобное устройство реальностей. Например, некоторые считают демонов выше человека, другие – ниже.
Считается, что пребывание в каждом из шести миров – дэвов, полубогов, людей, животных, злых духов, адских обитателей – результат кармы. Чем она лучше, тем более возвышенный мир ждет существо при новом воплощении.
Однако главная цель буддиста – не родиться в мире богов, ведь даже там существует страдание, а вырваться из круга сансары — это значит перестать существовать в этих шести реальностях. ( сайт о буддизме)