Танец Осуохай или как сотни якутов парят в воздухе

Description: Чукчи, эскимосы, ненцы и прочие..

Михриниса F
Topic author
Avatar
Михриниса F
Topic author
Reputation: 279 (+284/−5)
Posts: 219
Joined: 24 Jun 2021
With us: 3 months 4 days

#1by Михриниса » 18 Aug 2021, 23:39

Круговой танец Осуохай. Этот танец отражает культ Солнца и Неба. Танцуя этот ритуальный хоровод и повторяя слова за запевалой, ритмично двигаясь по направлению Солнца, люди возносились к небесам: очищалась душа, все невзгоды оставались позади, а впереди ждали удача и успех.

Круговой танец Осуохай уходит своими корнями в глубокую древность и восходит к религиозным верованиям древних саха. По утверждению профессора Н.Е.Петрова, осуохай возник как магический ритуальный круговой хоровод солнцепоклонников:
Вероятно, с возникновением религии, связывающей земную жизнь с космической, он стал обрядовым и массовым хороводом грандиозных тенгрианских (от тенгри – тангара) религиозных праздников типа якутского ысыаха у народов Азии.

WhatsApp Image 2021-08-18 at 23.29.29.jpeg


В словах древнего танца заключались моления - Алгысы, обращенные к Божествам-покровителям рогатого и конного скота, Божеству Джесегей, Иэйиэхсит, к духам-хозяевам природы - Иччи, а также воспевание красоты Природы и Мироздания, разных времен года.

Круг осуохая может включать более ста, на больших ысыахах – до тысячи танцующих. Это называется тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуохая.

Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца.

В осуохае есть такие понятия, как хаамыы үҥкүү - танец-шагом, и в кульминационной части танца как көтүү үҥкүү – танец-полет, танец-воспарение.
Осуохай в ритме «дьээ-буо» начинается с размеренного шага, затем идут движения в ритме мотива дэгэрэн, движения, шаг постепенно переходят в көтүү – полет.

Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода. Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа.

Запевала – это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.

Талант запевалы осуохая определяется на основе нескольких критериев: во-первых, красотой и силой голоса, возможностями его кылысаха, во-вторых, богатством используемых изобразительных средств языка, силой воздействия на слушателей, в-третьих, соразмерностью движений и пения, пластичностью танца. Таким образом, действительно, осуохай обладает синкретичностью, объединяя в себе три вида искусства: музыку, танец и поэзию.

WhatsApp Image 2021-08-18 at 23.33.54.jpeg


В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы. В центральных районах вслед за запевалой повторяют все. В вилюйских районах пение запевалы вначале подхватывают те, кто в тюсюлгэ находится рядом с ним. Это, возможно, объясняется тем, что в вилюйских тюсюлгэ из-за большого размера и ширины круга танцующих осуохай запевалу могло быть плохо слышно.

Очень интересное видение Осуохая у Светланы Мухоплевой – одного из зачинателей, старшего научного сотрудника сектора якутского Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера:

Осуохай - это круговой танец, возникший как танец, сопровождающий заклинательные и ритуальные песни. И как свидетельствует их содержание, осуохай представлял собой коллективное ритуальное действо, связанное с молениями божествам Айыы. Предположительно, такие круговые танцы совершались только родами, берущими начало от первопредка саха - Элляя. И назывались они просто YНКYY (танец) – «ХАМЫЫ YНКYY» (танец шагом), «КЫМЫС YНКYYТЭ» (кумысный танец) (корень слова «YНКYY» - YН в переводе с якутского означает моление).

Ысыах, как культ единения человека с Природой, торжества и радости жизни и Осуохай, воспевающий красоту Мироздания, хоть и с изменениями дошли до наших дней, возрождаются и приобретают свои сакральные черты…

Прошли века, но все так же шелестят молодой свеже-липкой листвой белоствольные березы, заливается над полями голосистый жаворонок, по вечерам стелется сладко-терпкий дым от дымокуров. И в это божественное время - в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня проводили Ысыах испокон веков.

Первые лучи восходящего Солнца в самый долгий световой день даруют живительную энергию, которой люди заряжаются на весь год, слова молитвы, произнесенные в час рассвета, доходили до небес, находя отклик у могущественных и добрых Божеств.
И начинается Новый круговорот жизни, обновляется энергия Мироздания, человека…
И зерно Добра и Света, заложенное в этот сакральный День, дает свои плоды на всю долгую жизнь…
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Ad cogitandum et agendum homo natus est

Return to “Легенды и мифы народов Севера”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 1 guest