"Дьяволопоклонники" езиды

Description: Легенды и мифы древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама

Unnr F
Topic author
Avatar
Unnr F
Topic author
Reputation: 4346 (+4519/−173)
Posts: 5724
Joined: 2 Oct 2015
With us: 6 years 2 months

#1by Unnr » 27 Oct 2018, 12:32

Spoiler
Езиды — курдская этноконфессиональная группа, проживающая в основном в Ираке (особенно в горах Синджара Шенгала, и в Шейхане), а также в Армении, Сирии, Грузии, Турции и некоторых европейских странах. В России общины езидов официально зарегистрированы в Сургуте, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Туле, Ярославле, Самарской и Ульяновской областях, проживают они и в других местах — Московской области, Краснодарском крае.
Есть множество гипотез о происхождении названия религии. Самоназвание езидов "ЭЗДИ", а своюр елигию они называют "ЭЗДИТИ" или "ЭЗЕДЙЯТИ". Название "Езидизм" связывают например с иранским городом Йездом, на окраинах которого проживают зороастрийцы. Некоторые связывают его с именем халифа Язидом б.Муавийей. Большинство же исследователей полагают что происхождение слова «езид» связано с авест. Yazata «божество», перс. Yazdan «Бог».
Ученые не имеют единого мнения о происхождении езидизма. Большинство придерживается гипотезы о том, что его корни уходят во II тысячелетие до нашей эры. По сути, езидизм является синкретической религией, вобравшей в себя элементы зороастризма, ислама, христианства и иудаизма. В современном виде езидизм сложился после реформ Ади ибн Мусафира (Шейха Ади), родившегося в 70-х годах XI века. Чем-то его роль в религии курдов напоминает роль Мухаммеда в исламе. До сих пор ведутся споры о том, кем был Шейх Ади по происхождению: курдом или арабом. Известно, что он изучал суфизм (мистическое течение в исламе, ставящее целью воспитание человека, свободного от мирской суеты и возвышающегося над негативными качествами своей природы), привнеся его влияние и в езидизм.
Шейх Ади похоронен в Лалеше — храме рядом с городом Мосул, месте паломничества езидов. Над входом в храм изображены львы, павлины и змеи. Павлин — священное для езидов животное, на арабский язык слово «павлин» переводится еще и как «украшение», а «змея» сходна по написанию со словом «жизнь». В этих символах специалисты видят отражение традиционной суфийской доктрины о внутреннем и внешнем созерцании, а сами животные являются героями суфийских притч.
В виде павлина изображается Малак Тавус, или Азраил. Он занимает первое месте в иерархии езидских ангелов, которым бог поручил управлять вселенной после того, как сотворил ее. Именно поэтому, наверное, езидов обвиняют в сатанизме. В исламе и иудаизме Азраил — это ангел смерти, который помогает людям перейти в иной мир. В Талмуде он идентичен Сатане, в «Апокалипсисе» именуется «Ангелом гнева», мучающим грешников после Страшного суда, а в основном священном тексте сикхов «Гуру Грантх Сахиб» имя ангела смерти — Азраа-иил.
Из-за того что езиды всегда скрывали подробности отправления своих религиозных ритуалов, распространение ложных слухов об их вероисповедании — не редкость. Этому способствовал, например, Говард Ф. Лавкрафт, который описал леденящие душу ритуалы езидов в рассказе «Кошмар в Ред-Хуке». Детектив Мелоун, расследуя преступление, сталкивается с сектой езидов и попадает в место, где обитают их божества: мать демонов Лилит, пожирающая детей (которых воровали для нее езиды), Сатана, чудовищные животные, ожившие мертвецы. Всех этих вызванных езидскими заклятиями гостей из загробного мира Лавкрафт называет «злом, появившемся на Земле во времена, когда не существовало еще ни человеческой истории, ни самого человечества».
Тем не менее предположения о том, что Малак-Тавус — олицетворение зла, а езиды — дьяволопоклонники, не имеют ничего общего с представлениями самих езидов о божестве. Александр Сергеевич Пушкин, первым из русских писателей упомянувший езидов, в «Путешествии в Арзрум» пишет, что во время этой поездки он встречал представителей многих народов Закавказья, среди которых были распространено мнение о дьяволопоклонничестве езидов. Пушкин, встретив главу езидской общины, старался узнать у него правду об их вероисповедании, и «очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются». На самом деле, Малак-Тавус олицетворяет огонь в двух выражениях — как тепло и свет, а также как пожар и разрушение, обозначая тем самым наличие доброго и злого начал в каждом человеке. С ангелом-павлином связано множество легенд, в частности о том, что, когда Малак-Тавус отказался подчиняться созданному богом человеку, бог изгнал ангела из рая и отправил в ад. Малак-Тавус, видя страдания грешников, плакал в течение 7 тысяч лет и затопил ад своими слезами. Однако неверным будет полагать, что Малак-Тавус и падший ангел Азазель — один и тот же персонаж. Езиды верят, что Бог простил Малак-Тавуса и вернул на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. Вознесенный на небо Малак-Тавус также воспринимается езидами как око Солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь.
Но не только Солнце рассматривается езидами как объект поклонения. В езидизме существуют обряды, связанные с поклонением Луне и звездам, горам, камням, воде. Как правило, такие обряды (воздание молитв, совершение жертвоприношения) осуществляются в начале весны, в честь пробуждения природы. Жертвоприношение — практически исчезнувший обычай, но раньше практиковалось довольно широко: для исцеления больного, для успешного завершения сложного дела, в честь Нового года. В качестве жертвенного животного обычно выступал баран или белый петух.
В езидизме есть только две священные книги — «Джилва» («Книга откровения») и «Масхафе Раш» («Черная книга»). Вообще, религия практически бесписьменная, так как письмо в езидских (так же, как и в зороастрийских) представлениях вмещает в себя таинство веры, а его необходимо беречь. Огромное значение для учения имеют кавлы (религиозные гимны) и бейты (песенные отрывки из мифологических поэм), именно на их основе происходит передача езидизма из поколения в поколение, на них базируются и исследователи при изучении религии.
Езидизм, как большинство мировых религий, нельзя принять — езидом можно только родиться. Все общество езидов разделено на три замкнутые касты — две духовные (шейхи и пиры, без участия которых невозможно провести ритуалы по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон) и одну мирскую (мюриды). Функции членов этих каст передаются по наследству, браки можно заключать только внутри своей касты. Из-за того что в настоящее время езиды живут в разных странах отдельными общинами, во-первых, начинают формироваться небольшие различия в отправлении религиозных ритуалов, а во-вторых, возникает проблема вырождения. Если общины не установят между собой прочные связи, в скором времени не исключены родственные браки внутри каст, что станет причиной генетического вырождения народа.
Духовный сан является наследственным, женщины лицо не закрывают. Синий цвет считается «запрещённым». Традиции передаются устно. Самый главный праздник – 10-ого августа, проходящий в деревне Баадри. Вся праздничная церемония происходит возле горящих огней». Eзидам также запрещено употреблять в слух имя, названия злого духа под разными именами. У езидов существуют некоторые пищевые табу, например, не позволяется употреблять в пищу рыбу, свинину, салат-латук, капусту и др.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Ég breyttist í NORN fyrir sorgar sakir og hörmunga

solp M
Avatar
solp M
Reputation: 2801 (+2834/−33)
Posts: 8827
Joined: 12 Jul 2018
With us: 3 years 4 months

#2by solp » 18 Nov 2021, 10:25

Unnr wrote:зороастрийцы
Почерпнуть знания об огне, его Силе было бы очень интересным give_rose На мой взгляд огонь самая мощная из всех стихий. Это ж сама жизнь good
И с помощью огнять получить энергию,силы, в бараний рог скрутить , защититься, приворожить - все интересно.


Return to “Шумеро-аккадская мифология”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 3 guests