Похороны в Иудаизме

Виолета
Topic author
Avatar
Виолета
Topic author
Reputation: 2697 (+2718/−21)
Posts: 1740
Joined: 18 Nov 2015
With us: 5 years 6 months

#1by Виолета » 25 Mar 2021, 9:53

Похоронные обряды в иудаизме весьма самобытны и интересны. У разбросанных по всему миру еврейских общин складывались свои похоронные традиции. Однако иудаизм устанавливает общепринятые нормы, которым следуют еврейские общины, разбросанные по всему миру.

Перед смертью

Перед смертью принято собираться у постели умирающего. Иудаизм считает обязательным делать все возможное для сохранения жизни близкого к кончине человека, однако приближать её, пусть даже из сострадания, недопустимо. Желательно, чтобы умирающий прочитал покаянную молитву (видуй) и священный текст Шма. Традиции требуют от близких умирающего выполнять его последние просьбы, если они не противоречат закону, в первую очередь Галахе (еврейское право, основанное на Торе). Считается, что смерть наступает при остановке дыхания.

Подготовка к похоронам

После того, как смерть наступила, всем присутствующим следует надорвать на себе одежду и прочитать Шма, а у изголовья кровати покойного зажечь свечи. С этого момента и до самих похорон рядом с телом усопшего всегда должен оставаться человек, которому следует читать псалмы. Во многих еврейских общинах принято выливать все жидкости, что были в доме на момент смерти. Эта традиция связана с древними иудейскими преданиями о том, что к ним прикасается пришедший к умершему ангел смерти Малхемувес.

После смерти близкие покойного (либо нанятые ими специалисты) приступают к подготовке тела к погребению. Омывать умершего принято тщательно, начиная с головы и используя при этом не менее двадцати литров воды комнатной температуры. Любые посторонние разговоры во время этой процедуры запрещены. После того, как умершего омыли, его глаза накрывают черепками или горстью земли (некоторые общины используют монеты) и одевают в специальный белый саван, называемый тахрихим. Согласно древней еврейской традиции, тахрихим должен быть закрытым и максимально простым, дабы не создавать различий между бедными и богатыми иудеями. Обувь на ноги умершего одевать не принято.

Иудаизм допускает базовые косметические процедуры над покойным, но строго запрещает любые формы вскрытия или бальзамирования. Считается, что тело покойного должно быть погребено в целости, а поэтому извлечение органов недопустимо. Исключение возможно в случае, если человек умер насильственной смертью, и вскрытие поможет расследованию. Некоторые раввины разрешают вскрытие в целях трансплантации, которая способна спасти жизнь другого еврея. Кремация запрещена чрезвычайно строго и не допускается ни при каких обстоятельствах.

Как хоронят по иудейскому обряду?

После завершения подготовительных процедур тело умершего еврея выносят из дома на кладбище. Покойного либо несут в саване на руках, либо кладут в гроб. Если при похоронах используется гроб, то принято либо убирать из днища одну из досок, либо насыпать в гроб землю. Эта традиция связана с известной цитатой из Торы: «Ты есть прах земной, и в прах ты возвратишься». Гроб делают предельно скромным, а внутрь него ничего не кладут. Хоронят всегда в закрытом гробу, поскольку оставлять тело человека открытым считается оскорблением его памяти. Цветы в гробу или на гробу также считаются недопустимыми.

Во время еврейских похорон принято читать псалмы Давида, иногда раввин также говорит краткую речь о покойном. Близким родственникам умершего полагается совершать криа – ритуальный надрыв одежды в знак скорби о покойном. Криа не делается в том случае, если умерший был самоубийцей или совершил переход в другую религию. Поскольку иудаизм считает похороны важным ритуалом и не допускает оставлять умерших без погребения, то еврею, встретившему похоронную процессию, следует присоединиться к ней и пройти определенное расстояние. На самом кладбище не допускаются никакие посторонние разговоры – это считается признаком крайнего неуважения к покойному и его близким. По завершению похорон участникам следует выстроиться в два ряда, лицами друг напротив друга, и пропустив родственников покойного, выразить им свои соболезнования и слова сочувствия. По завершению похорон участникам следует обмыть руки, не вытирая их.

Хотя в иудаизме считается обязательным хоронить умерших в день смерти, в этом правиле есть ряд исключений. Нельзя хоронить умерших в субботу, а также в праздники. Также допускается отложить похороны еврея в том случае, если есть веские причины для отправки его тела в другой город, а также если необходимо дождаться прибытия близких родственников. Однако к подобным задержкам иудаизм относится неодобрительно, так как считается, что каждый день, проведенный без погребения, заставляют душу усопшего мучиться.

Еврейское кладбище

Традиции иудаизма требуют, чтобы последним пристанищем иудея было еврейское кладбище. В случае если свободного места нет, разрешается подзахоронение поверх неизвестной могилы, при условии, что останки полностью разложились. В таком случае над старым захоронением насыпается не менее 60 см земли, а поверх кладется гроб. Если же останки разложились, но могильный камень сохранился, то на нем должны быть написаны имена обоих покойных. В редких случаях иноверцы оказываются захоронены на еврейских кладбищах, а иудеи – на кладбищах других религий. В обоих случаях могилу полагается обнести оградой.

В качестве надгробий на еврейских кладбищах чаще всего используются вертикальные плоские камни (мацева), на которых написаны имя и годы жизни усопшего, иногда эпитафия. Еврейские надгробия отличаются тем, что надписи на них делают на иврите, а в качестве традиционных украшений используются звезда Давида или подсвечника на семь свечей (меноры). Сейчас еврейские надгробные памятники делают из гранита или мрамора, хотя традиционно их изготавливали из песчаника или известняка. Иудаизм не одобряет роскошных надгробий, склепов и мавзолеев, а также не поощряет использование фото или человеческих скульптур. Допустимая гравировка включает в себя изображения животных, цветов или просто орнамент.

Траур

Иудаизм строго регламентирует траур, поскольку считает, что души родственников тесно связаны. Считается, что по усопшему обязаны скорбеть его дети, родители, супруг или супруга, а также братья и сестры. В первый день после похорон друзья, родственники и близкие скорбящих должны принести в дом усопшего пищу для поминальной трапезы – крутые яйца и хлеб. Здороваться со скорбящими и первыми начинать разговор не принято.

Самые жесткие требования по трауру возлагаются на еврея в первые семь дней, называемая шива. В это время скорбящие не выходят из дома (кроме как на собрания семьи умершего), не изучают Тору, не работают, не развлекаются, а также не моются, не бреются и не прибегают ни к каким косметическим процедурам. Также принято закрывать все зеркала и картины.

Шлолим – период траура, которая длится двадцать три дня после завершения шива, пока со дня кончины не пройдет месяц. В этот период траур не такой строгий. Скорбящий может принимать душ, но в прохладной воде, не для удовольствия и стричь ногти, менять одежду. Однако носящему траур все еще запрещается бриться и стричься, он должен избегать торжеств и развлечений, а также меняет свое место в синагоге. В случае кончины отца или матери окончание шлолима не означает окончания траура – скорбеть полагается еще 12 месяцев, в течение которых на детей покойного налагается ряд ограничений, пусть и не столь строгих. Место погребения посещают на 30-й день после похорон, через 12 месяцев и в годовщины смерти. К могиле не приносят цветов или прочей атрибутики. Поминальный визит на кладбище иудеи отмечают небольшими камешками у надгробия. К могиле следует приходить только один раз за одно посещение кладбища. На надгробие в знак поминовения принято класть левую руку.

Поминают умершего иудея на годовщины. На иврите день именуется "йом зикарон," а на идиш "йер цайт". Причём первая годовщина отмечается на дату погребения, а в последующие годы – на дату смерти. Вечером накануне йорцайт зажигают масляную лампу или большую свечу. Допустимо, чтобы горела электрическая лампочка, если нельзя заменить ее естественным огнём. Светильник должен гореть всю ночь и следующий день до первой звезды.

Место захоронения посещают ровно через 12 месяцев. Заметим, что в високосный год дата не совпадает с йорцайт. После наносят визит в синагогу, где в присутствии свитков Торы читают поминальную молитву (аскару или изкор), псалмы из книги Теилим, а также Кадиш, если собрался миньян. Принято в этот день давать пожертвование (цдаку), дабы она была засчитана как заслуга покойного.

Музыке и развлечениям не место в йорцайт. Во многих еврейских общинах в годовщины по родителям постятся. Но это не значит, что нельзя пригласить близких и родственников за общий стол. Трапеза может быть непродолжительной. Перед её началом все собравшиеся называют имя поминаемого и говорят, что обед устроен для подъёма его души. Как такового установленного меню не существует. Главное в этот день не еда, а слова Торы, которые помогают душе упокоенного подняться выше по духовной лестнице в иных мирах.

В иудаизме существует ещё четыре праздника, в которые поминают ушедших в мир иной:

Йом Кипур или День искупления;
Шмини Ацерет или восьмой день после праздника Суккот (в Израиле совпадает с Симхат Торой);
Последний день Песах (седьмой в Израиле, восьмой – в диаспорах);
Шавуот или День дарования Торы.
Утром в эти дни в синагогах читают Тору и поминальные молитвы. При невозможности посетить синагогу, поминальная молитва читается в домашних условиях.

В каждый из указанных дней определён свой праздничный стол. Например, для Шавуот – только молочное. Потому поминальная трапеза не устраивается.

( с сети)

solp M
Avatar
solp M
Reputation: 1966 (+1986/−20)
Posts: 6027
Joined: 12 Jul 2018
With us: 2 years 11 months

#2by solp » 25 Mar 2021, 10:57

Виолета wrote:Например, для Шавуот – только молочное
У иудеев в принципе нельзя мясо и молоко в один прием пищи делать. Многочисленные обсуждения толкователей Торы - через сколько времени после мяса можно молочные продукты позволить, и наоборот unknown


Return to “Зороастризм. Иудаизм . Христианство. Ислам.”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 5 guests