Обережность традиционных якутских украшений

Вълчица
Topic author
Avatar
Вълчица
Topic author
Reputation: 394 (+395/−1)
Posts: 506
Joined: 27 May 2019
With us: 1 year

#1by Вълчица » 3 May 2020, 20:20

Image

Якутские традиционные украшения, как женские, так мужские и детские, являлись мощным оберегом от злых духов "абааhы".
Люди верили, что звон чистого серебра отпугивает нечистую силу и защищает своих владельцев.

В прошлом якутские украшения изготавливались в основном из серебра. К золоту отношение было слегка пренебрежительным, ибо оно походило на дешевую медь. Иногда золото назвали "красное серебро".
Старинное серебро, в отличие от современного не блестело, ибо было "низкопробным" темного матового цвета, зато оно напоминало лунный свет.

В отличие от соседних тюркских народов, в исконные якутские украшения не вставляли цветные камни, только чистый металл.

Особо "ценным", если можно так сказать, членом общества являлась невеста-будущая мать, прародительница рода и продолжательница жизни. Ее оберегали с особым трепетом и заботой. Поэтому девушку-невесту украшали серебром, мехами, чтобы никто не посмел нанести ей вред, сглазить или испортить.

Традиционный вес только украшений якутской невесты составлял от 16 до 25 килограмм! Комплект состоял из головного убора, сережек, нагрудного украшения, наспинного украшения, браслетов, натазных подвесок, косоплеток, колец и множества других дополнений.
Когда в семье рождалась дочь, родители сразу начинали собирать ей приданое. У каждого богатого рода был свой кузнец, который изготавливал украшения-обереги. Каждый год в копилку этой девочки прибавлялось то кольцо, то сережки. К тому времени, когда девушке было пора выходить замуж, у нее был уже полный набор украшений.

Image
Бастынга

Image
Косоплетка

Image
Илин кэбиhэр нагрудное украшение

Image
"Кур" - пояс для зимней верхней одежды. Пояс не давал забираться под одежду злым духам. Без пояса ходили только шаманы, дети подпоясывались веревочкой.

Image
Image
Подвески на пояс

Символическое значение металлических подвесок с бубенцами заключается не только в охранительных целях, но и в ритуальных обычаях, связанных со свадебными обрядами. В фольклорных и этнографических материалах упоминается об обряде «перешагивания порога дома жениха невестой», когда невеста, входя в дом жениха, переступая порог, должна слегка присесть, чтобы коснуться порога своими подвесками с бубенцами, и по интенсивности их звона, собравшиеся на свадебном пиру гости определяли невинность и богатую состоятельность невесты. Невеста с малым звоном натазных украшений подвергалась всеобщему осуждению, позору. Как правило, прислушивалась к звону украшений старая женщина, она и сообщала, нравится ей этот звон или невесту следует опозорить, ибо входит в дом "как побитая собака". Бывало и так))


Image
Оберег для беременной женщины

Image
Браслеты бөҕөх.

Image
Современный комплект женских украшений

Якуты очень трепетно относились к головному убору. Изнутри, в древности, на меховую шапку подшивались большие круглые серебряные диски (туосахта), впоследствии в женском украшении вынесенные наружу. Эти солярные символы считались "защитой от оспы и злых сил". На этих дисках как правило был нанесен обережный лировидный узор, либо узоры в форме рогов оленя.
Считалось, что украсть шапку-огромный грех, ведь это равносильно краже души.

Одно из первых литературных упоминаний о якутских серебряных украшениях принадлежит польскому военнопленному Адаму Каменскому-Длужику, попавшему в Якутию предположительно в 1660-1661 гг. В его дневнике, опубликованном в 1874 г. в Познани на польском языке, есть несколько строк о женских украшениях: якутские женщины «в ушах носят серьги великие, как тарелки серебряные, на лбу носят круги, а на шее серебряные и медные обручи».

Очень хорошо прослеживается защитная функция украшениями основных чакр.
Нагрудное украшение с солярным символом приходящимся точно на Анахату (илин кэбиhэр), и парное ему со спины (кэлин кэбиhэр) с пластиной трапециевидной формы оберегали женщину со спины от всякого негатива, своим звоном отпугивали злых духов, серебряным, матовым блеском отводили сглаз, отражали стрелы порчи. Они служили защитой середины позвоночника (когюсхарага) – самого уязвимого места человека.

Бастынга- начельник- защита головной чакры и висков, пояс с множеством подвесок- детородные органы. К жениху невеста ехала верхом на лошади, убранство которой тоже имело символы. Например, на лошадь вешали обереги из медвежьего меха и множество колокольчиков, чтобы они, раскачиваясь, отпугивали злых духов.

Image
Якутские невесты

Image
Костюмы жениха и невесты

Image
Седло традиционно украшалось так же серебром

Image
Часть парадного якутского костюма

Image
Воссозданный традиционный костюм якутской невесты

Особую смысловую нагрузку несли якутские серьги. По ним можно было определить статус женщины, по составу и характеру орнамента и узорам определяли достаток семьи, древность рода и духов-покровителей.

Считается, что якутские серьги по форме напоминают женский силуэт. Верхняя часть- застежка- голова женщины в высокой шапке дьабака, свидетельствующей отношение ее носительницы к знатному роду. Эта часть может носиться и без подвесок и именуется чоху.
Чоху в закрытом виде – это образ свернутой змеи, кусающей свой хвост, уробороса – универсальный символ вечности, в то же время это эмбрион – зародыш человека. Чоху в этом смысле – символ плодовитости. В раскрытом же виде в анфас – это змея, открывшая пасть, защита хозяйки, готовая ужалить нападающего. Либо Чоху может напоминать голову лисы, кусающую хвост. Лиса, из охотничьего культа символизирует и является женским оберегом, ведь верная и хорошая жена должна быть хитрой как лиса.

О прекрасных якутских серьгах можно очень долго рассказывать. Их форма это и лировидный узор, и трансформация т.н. "голубцов", русских серег, и женское начало -рога коровы. Серьги сопровождают якутскую женщину всю жизнь, изменяясь вместе с хозяйкой.
Девочкам 5 -6 лет прокалывали уши и вдевали маленькие простые серебряные сережки, как защиту земной жизни, ибо через уши могли украсть душу злые духи. По мере взросления серьги менялись на полноценные с подвесками, указывающие на готовность стать матерью, к старости женщина снимала часть серег с подвесками и отдавала младшим подрастающим членам семьи, оставляя себе только "чоху". Считалось, что чем старше женщина, тем меньше ей нужно украшений, только скромное кольцо и серьги.

В серьгах женщин детородного возраста в середине есть подвеска, напоминающая сердце – это символизирует будущее потомство.

У девушек серьги были плоскими и несквозными, а если в середине был открытый кружочек, то она замужем, если лировидные сережки — это уже многодетная мама. Висюльки на сережках говорили, что это родившая женщина. При этом только якутские серьги имеют застежку спереди.

Image
Традиционна форма сережек

Современные варианты очень изысканы, красивы, изготовляются из золота и серебра с драгоценными камнями
Помимо известной лировидной формы, которая означает плодородие, в наше время также используются узоры в виде оленя и стерхов. Так, например, олень – дух леса и защитник природы в якутской мифологии. Украшение с ним олицетворяет неразрывную связь человека и природы, благородство, величие и грацию.
Также наиболее часто можно встретить на молодых девушках серьги с фигурой стерхов. Украшения с ними означают чистоту и свободу. Серебряные сережки с танцующими стерхами призваны оберегать женское счастье. Считается, что они должны быть обязательно парными и их нельзя ни в коем случае разделять, чтобы не разрушить семейную жизнь.
Image

Украшения для рук – самые распространенные в мире амулеты.

В древности женщинам не разрешалось ни готовить, ни убираться, ни доить корову без серебряных колец на пальцах. Именно ношение колец освящало то, чем занималась женщина.

Браслеты у якутов всегда парные, их носили на обеих руках. Браслеты–"бөҕөх" благоприятно влияли на самочувствие женщины, нормализовали пульс, сердцебиение, кровообращение, успокаивали и охраняли от негатива.

Древние саха знали, что человек своим раздражением, нервными действиями, криком возмущения, злобой накликает на себя негатив. А спокойствие притягивает удачу и благодать. Поэтому многие украшения способствовали нормализации самочувствия и успокоению.
Image



Защита детей


Ребенка начинали оберегать с момента нахождения в утробе матери

Символом покровительницы плодородия Айыысыт была шкурка зайца, которую размещали над постелью женщины для снижения болевого синдрома и благополучных родов. В уши шкурки одевались серьги, а в глазницы продевались нити бисера. Рожала женщина держась руками за березовую палку, сидя. Этой же палкой чертили защитный круг вокруг колыбели младенца. И в эту палку втыкали поле родов нож, если родился мальчик и ножницы, если девочка.

Звенящие предметы, кольца и металлические пластины, пришивались на детское одеяльце.
Чтобы у детей был крепкий сон, в подушечку вшивали заячью лапку.

Детям постарше надевали подвески, серьги, бляхи с рисунками и бусинками. Для мальчиков оберегом служил лук и стрелы, который символизировал мужское начало, нравственные и физические качества представителя сильного пола.

Девочкам пяти–шести лет, иногда с семи дней от роду, прокалывали уши и надевали серебряные сережки, в волосы уже подросших девочек вплетали косоплетки и накосные украшения, которые также имели охранное значение. Кроме этого на одежду маленького ребенка пришивали металлические пластинки или бубенчики. Один из таких амулетов – дьайаа - подвешивали на спинку детской одежды. Дьайаа представляет собой медную пластину круглой формы, имеющую по краям три отверстия, а в середине – изображение льва.
Image

Подобные обереги – бляхи дети обычно носили с того возраста, когда они могли сидеть, и до семи лет, затем по мере укрепления трех кут – душ ребенка их снимали. Основное назначение детских украшений – оградить ребенка от злых духов – абаасы и иных потусторонних сил.Будущие невесты изготовляли из ветвей ивы кнут. Украшали серебряными и костяными фигурками. На кончик прутика крепился колокольчик. После появления на свет младенца кнут вешался над колыбелью.

Для мужчин
Как правило, мужские традиционные украшения это парадный пояс с серебряными накладками, узоры-обереги на одежде, кольцо-печатка из серебра, и конечно, якутский нож - верный друг и защитник.
Image
Так же части животных: клыки, когти, лапы и носы - как сосредоточие души зверя

Вскользь упомяну, что конечно же узоры на одежде и украшениях несли массу информации о владельце и несли защитную функцию. Эта тема заслуживает отдельной статьи.

К огромному сожалению, очень малое количество старинных серебряных и злотых украшений дошло до наших дней.
В годы ВОВ, якутяне сдали для государства более полутонны серебра именно в виде украшений. "Все для фронта, все для победы".
Оставшиеся уцелевшие экземпляры в годы возросшего интереса к культуре народов Севера, пополнили коллекции зарубежных музеев и частных лиц.
Поэтому так мало сейчас аутентичных украшений. Изредка они попадаются при археологических раскопках.

Носить одежду и украшения – это особое искусство. Девушка и женщина украшают этот мир. Женщина без украшений, что поле без цветов. Украшая себя, женщина притягивает благополучие своей семье, своему дому. Так считали древние якуты.
"Порою женщина, чтобы выжить, должна быть ведьмой." Стивен Кинг

Лунная
Ученик
Avatar
Лунная
Ученик
Reputation: 2403 (+2433/−30)
Posts: 2209
Joined: 10 Oct 2015
With us: 4 years 7 months

#2by Лунная » 3 May 2020, 20:49

Какая красота!!! give_rose
Я- ведьма, танец колдовской,
Я- чары темноты ночной,
Гекаты горький поцелуй...
танцуй, о ночь! луна, колдуй!


Return to “Обереги, амулеты и талисманы”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 5 guests