Исида

Description: Египетская мифология
...начиная с додинастического периода и до принятия христианства.

inani F
Topic author
Avatar
inani F
Topic author
Reputation: -20 (+13/−33)
Posts: 44
Joined: 25 Sep 2017
With us: 1 year 9 months

#1by inani » 9 Oct 2017, 7:45

Исида - женщина знающая магические слова, сердце Её отвернулось от миллилнов людей и обратилось к миллиону богов, великий небесный горизонт, сидящая в золотом тигре, постигнувшая путь Солнца и собравшая Его слюну, объединив с глиной, создала Змея способного поглотить Ра. Ра, наделил Её собственным Рен, ради освобождения от Змея укуса. Поднявшая мужа из вечного сна, для Гора, что глаз подарил.

Да не будет не знающего меня нигде и никогда!
Берегитесь, не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя.
Я почитаемая и презираемая.
Я блудница и святая.
Я жена и дева.
Я мать и дочь.
Я члены тела моей матери.
Я неплодность, и есть множество ее сыновей.
Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве.
Я облегчающая роды и та, что не рожала.
Я утешение в моих родовых муках.
Я новобрачная и новобрачный.
И мой муж тот, кто породил меня.
Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск.

(Гностический гимн, связываемый некоторыми исследователями с Исидой)
Spoiler
Исида (Изида) (егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор. В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут, соответственно, как правнучка Ра.

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. Жена Осириса. Её отождествляли с Деметрой. Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора). Отождествляется с Ио, дочерью Инаха, египтяне так назвали Ио. Некоторые считают, что она стала созвездием Девы. Поместила Сириус на голову Пса. Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами. В других культурах можно найти аналогичные культы, в которых в роли Исиды выступали Рея или Иштар.

В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой.

Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны её храмы (лат. Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров. В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору. Император Галерий считал Исиду своей покровительницей.

Отдельные авторы XIX—XX веков усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды. Также встречалось мнение об иконографическом влиянии образа Исиды с младенцем Гором-Гармахисом на изображение Богородицы с младенцем Иисусом, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета.

По мнению известного этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы культа Исиды оказали значительное влияние на христианскую обрядность:
исида.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
tan inani rursus... quietly tum

Липа
Avatar
Липа
Reputation: 131 (+133/−2)
Posts: 368
Joined: 15 Oct 2016
With us: 2 years 8 months

#2by Липа » 13 Jan 2019, 23:22

Культ Изиды очень сложен и многоступенчат. Полное посвящение в её культ включает, как минимум, три уровня посвящения: 

Собственно таинство Изиды (проводилось 5 июля, июльско-августовское полнолуние, причастие хлебом); таинство Озириса начиналось в День поиска и возрождения Озириса (причастие вином, пир посвященных - 5 ноября, ноябрьское полнолуние; Таинство Гора (таинство фараона, причастие хлебом и вином) - начиналось в Праздник благословения священной ладьи (5 марта или мартовское полнолуние)… На приведённой выше структурной формуле полного обряда посвящения это как раз соответствует (ритуал ПОСВЯЩЕНИЯ)верхняя часть структурной формулы)началу обряда посвящения Изиды (5 июля), началу обряду посвящения Озириса (5 ноября) и началу обряду посвящения в фараоны (ритуал Гора) - 5 марта...

Первый день (новолуние) каждого лунного месяца посвящался Озирису.  Каждый 15 день лунного месяца (середина периода полнолуния) посвящался Изиде\Озирису\Гору («Праздник 15-го дня»).

Мистерия в честь Изиды делилась на две части: Малые (в честь Изиды) и Большие (в честь Осириса) таинства. 

Осенью справлялись таинства с оплакиванием убитого Озириса, плачи Изиды… Соитие с Озирисом и рождение Гора.

Ритуал Изиды: жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери - Изида кормящая грудью Гора…

Утреннее купание в море: процессия из ряженных, затем женщины в белом - жрицы Изиды, затем колонна мистов, завершают колонну жрецы…

Жреческая каста в Египте была частью гос.служащих, исполняющих часть религиозных ритуалов вместо фараона. Верховный жрец отдельного божества (например, «Великий созерцанием (Ра)»  назначался фараоном (жрецом всех богов). У него было 3-помощника  «рабы божии», которые совершали ритуал, 3 чтеца, другие «чистые», певцы и музыканты… 

Три основные касты жрецов какого-то из богов включали:(Верховного жреца \жрецы-предсказатели, жрецы-столисты-гардеробщики, одевавшие богов в одежды, жрецы-пактофоры – стражи культа \адепты ) – все в белых одеждах, наголо выбриты и с трещётками в руках. Все жрецы обязаны были как минимум  4 (утро, полдень, вечер, полночь)  раза в день очищаться святой водой…
Воскурение мирры – для ритуального  очищения святилищ, статуй богов,  и др.  Отверзание уст  (оживление) – обкуривание, опрыскивание водой, смачивание губ статуй и жрецов святым напитком (молоко \мед \вино…)

Изиде причащались хлебом (зерном), Озирису – вином, Гору – хлебом и вином….
Общая структура празднеств в честь Изиды\Озириса\Гора была такой: (Ритуал-богослужение: гимн, жертвоприношения, молитвы \танцы и песнопения \пир). 
Общая структура гимнов богам (Изиде \Озирису \Гору) включает (3 имени бога \призыв-просьба)… «Владычица Света,  Владычица  Жизни,  Владычица зеленых растений, Приди к нам! ).


Структура суточного цикла богослужений

Ежедневно в каждом храме Изиды проводились суточные богослужения (посвященные Ра). 
Суточный цикл начинался в 1 час Дня (6 час. Утра) с утреннего ритуала Тефнут (Богиня очищения): окуривания дверей храма, распечатывания дверей, возжигания лампад, обмывания, умащивания и одевания статуи Озириса (бога). Затем статую очищали водой, окуривали ладаном предел и зал собраний. Затем снимали печати с усыпальницы Озириса и пели гимн Пробуждения. Перед статуей ставили жертвенное питьё: молоко, вино, пиво…
2-час Дня (7 час. Утра) – очищение храма и жрецов огнем (факелы) и окропление водой с содой, 
3 час Дня (9 час. Утра)  Отверзание уст  (оживление) – обкуривание, опрыскивание водой, смачивание губ статуй и жрецов святым напитком (молоко \мед \вино…). Т.е. завершение цикла ритуалов  (Очищение, Омовение, Оживление) Озириса.
4 -6 час Дня (10-12 часы) – Посещение храма Изиды. Те же ритуалы, что и для Озириса. На Изиду одевали  её символы: змея, гарпун (трезубец), жезл, колосья, крылья, систр, рога, ситула (ведерко), треугольник… (Очищение, Омовение, Оживление ) Изиды. 
6 час Ночи (полночь) – Запечатывание храма. Главный жрец почтительно закрывал двери и опечатывал святилище со статуей бога, связывая ручки двери специальным шнуром и скрепляя узел восковой или глиняной печатью. Глиняная печать называлась «плотью Исиды». Печать ломалась в начале нового Дня (6 часов утра) при открытии святилища. Т.е. с полуночи до утра древние египтяне давали богам возможность отдохнуть от людских забот и заняться своими делами. Для помощников, зрителей и свидетелей прохождения ритуалов посвящения в храмах отводилось только три четверти суток.
Во время испытаний, которые проходили посвящаемые в святая святых, для находящихся в предваряющем зале собраний уже ранее посвященных, демонстрировались священные предметы, которые символизировали фазу испытания, проходимую кандидатом и читались соответствующие тексты (гимны, мифы, молитвы), которые должны были помочь испытуемому… Это было одновременно и обращение к богам… Таким образом, ритуал посвящения актуализировался, как живая магия… Посвященные, находящиеся в другом зале издали, своими действиями, литургией как бы помогали испытуемому… Считалось, что нарушение литургического обряда  создаст препятствия для испытуемого в соответствующий момент… Во многом это было повторением того, что описано в «Книге мертвых», где описывалось путешествие души умершего через Царство мертвых к «Острову камышей»… В этом путешествии ему помогают как проводники в Дуате, так и его родственники в мире живых, которые должны совершать определенные ритуалы в определенное время и в определенном месте.

Липа
Avatar
Липа
Reputation: 131 (+133/−2)
Posts: 368
Joined: 15 Oct 2016
With us: 2 years 8 months

#3by Липа » 13 Jan 2019, 23:28

Немного подробнее о самой богине.


Из(с)ида (перевод - Та, что у трона), врачевательница, мореплавательница, хранительница тайн, покровительница погребальных обрядов и очистительного, возрождающего саркофага, повелительница запада, магическое сосредоточие жизненных сил племени...
Дочь бога Геба и богини Нут, правнучка Ра.

Культ Изиды - культ синкретический, отражающий уже синкретическое религиозное сознание, промежуточное между политеизмом и монотеизмом. Если религия Древнего царства была ещё политеистической, объединяющей богов различных номов (провинций), то в Новом царстве уже идёт формирование общегосударственного пантеона богов, попытки синкретического их восприятия. Например, египетские троицы времен Нового царств: фиванские (Амон \Мут \Хонсу), мемфисские (Пта \Сехмет \Нефертум), (Осирис \Исида \Хор), (Амон \Ра \Пта)…В этих семействах богов воплощается одна какая-то общая идея, где в одном боге воплощены уже несколько богов, которые динамически проявляются в годовом цикле… «Невидимый Амон есть Ра лицом и Пта телом…» или «Я Хепр утром, Ра в полдень и Атум вечером»…

Ритуальные предметы культа Изиды – сист и ситула (чаша для молока). Символы Изиды: трон, белая корова, кровь Изиды, золото, звезда Сириус, созвездия: Большая Медведица, Дева, с ней связаны Рыбы.

В известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), эта богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела[1]. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.
Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.
По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра открыть ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах 7-ю скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов (первых царей Египта). Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Для того чтобы стать госпожой Небес, она решила узнать тайное имя Ра. Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капает слюна и падает на землю. Она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог. Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её». После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».


Return to “Египет”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 3 guests