Помощники шамана у эвенков

Вълчица
Topic author, Ученик
Avatar
Вълчица
Topic author, Ученик
Reputation: 106 (+106/−0)
Posts: 200
Joined: 27 May 2019
With us: 5 months 22 days

#1by Вълчица » 30 Oct 2019, 12:05

У эвенков участие помощников шамана являлось необходимым для проведения камлания условием. Эвенкийские шаманы обязательно имели помощника, и не одного. Помощники играли значительную роль в сеансах камлания, имели многочисленные обязанности, без них шаман не мог обойтись. По сравнению с другими малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, у эвенков наблюдаются наиболее развитые формы шаманства, включая богатый костюм, сложную символику деталей и рисунков, длительный обряд камлания. Вместе с тем, шаманизм эвенков, по-видимому, носит и архаичные черты: в камлании, так или иначе, участвовали все присутствующие, а не только помощники шамана. Происходило как бы коллективное камлание: люди, находящиеся в чуме, хором повторяли за шаманом тексты заклинаний, после камлания облачались в шаманский костюм и по очереди били в бубен. Однако у помощников были и свои особенные обязанности.

Помогать шаману в некоторых камланиях мог любой человек. Так, камлание с целью излечения происходило с помощью мужчин. После сна, указывающего как шаманить, шаман просил мужчин стойбища заготовить деревянные изображения духов-помощников. Заинтересованные в приплоде скота люди помогали шаману в камлании «кража оленьих душ». Оно производилось в чуме: после созыва духов-помощников шаман в пении описывал свой поход в верхний мир к Сэвэки, где паслись души оленей. Он выкрадывал несколько и на земле сам становился оленем. В это время мужчины с арканами стояли наготове, приподнимали покрышку чума со стороны почетного места, и шаман-олень выскакивал в тайгу, подражая оленю. Мужчины ловили его арканами, а поймав, подбирали принесенные им шерстинки-души. Шаману могли помогать даже дети. Шаманское камлание «добывание детских душ» производилось в случае смерти детей. Во время этого обряда «в чуме около шамана наготове стояли два мальчика и две девочки, держа за углы белый платок», в который шаман, попав на землю, бросал души-шерстинки. Металлические подвески к шаманскому костюму и атрибутам изготовляли мужчины-сородичи, позже – члены территориальной группы, жившей летом вместе, иногда их делал сам шаман. Обработкой ровдуги и пошивом костюма могли заниматься только девушки. Кто из девушек должен этим заниматься выяснялось после специального камлания.

При камлании молодых, малоопытных шаманов, для которых сам акт камлания не стал еще привычным, шаман начинает петь один из известных всем мотивов; пение становится все громче и громче, движения начинают подчиняться мотиву, наконец, шаман в пение начинает вкладывать слова. Слова эти принадлежат уже не ему, шаману, а тому духу, который в него вместился. Душа шамана уже не самостоятельна. Если поблизости от шамана есть опытный человек, - помощник шамана, - он начинает задавать вопросы духу: какой именно это дух, зачем он пришел, что ему нужно и т.д. Подпевая шаману после каждой строфы, помощник помогает шаману, заполняя молчаливые перерывы. Если есть под рукой бубен, то он передает его шаману, и тот начинает в него ритмично бить колотушкой… Если шаман бубна держать не может или отказывается от этого, то помощник сам берет бубен и помогает шаману довести себя до такого состояния, когда дух становится полным господином тела шамана… В это время дело помощника шамана все запомнить и понять, что говорит дух через шамана, не приводя шамана в полное сознание, задавая ему вопросы коротко и ясно, ловя момент, когда шаман молчит. Если в это время сознание к шаману вернется благодаря грубости и неумению помощника, то дух может уйти и прервать сеанс».

Без помощников эвенкийский шаман просто не может обойтись: «Начиная камлать, шаман обычно уже знает, какой именно дух должен прийти первым, вторым и т. д. Вероятно, во время камлания сам шаман не знает и не помнит этого порядка, но обычный порядок вмещения духов в данного шамана ему известен, хотя бы от его собственных помощников. Обычно у шаманов бывает свой порядок. Если порядок нарушается, то это ставит помощников в большое затруднение и крайне мешает шаману, так как помощники путем удачного задания вопросов и т.п. не оказывают шаману необходимого содействия. Само собою разумеется, что сознательно шаман менять порядок не будет, - это роняет авторитет шамана, может вызвать перерыв в настроении, удалении духа и вообще замедляет камлание. Помощники же также раздражаются и с трудом следят за шаманом. Они утверждают, что у шаманов в этом отношении существуют свои привычки, - одни точно следуют одним порядком, а другие итого не делают, но в нормальном состоянии шаман всегда знает порядок вмещения своих духов».

Помощники могут возвратить душу шамана, «потерявшуюся» во время особо опасных камланий. Из описания камлания шаманки в мир мертвых: «Путешествие в мир мертвых сложно, длинно и опасно, так как в момент, когда душа шамана покидает тело, она может быть по пути перехвачена врагом-шаманом или задержана каким-нибудь духом. Иногда случается, что шаман во время такого камлания, не приходя в сознание, умирает… Когда дух шаманки покинул ее тело, она … лежала без движения и становилась все холоднее и холоднее. Душа ее не возвращалась, и она не двигалась. Помощники начали беспокоиться и звать ее. Она не отзывалась. Тогда начали высекать огонь кремнем, брызгать водой, теребить ее и т. п., пока она не отозвалась слабым и подавленным голосом. Тогда помощники стали резко бить в бубен, шуметь подвесками и громко кричать. Шаманка стала согреваться, наконец, она поднялась, вскочила, схватила бубен и снова начала петь и двигаться, - душа ее вернулась».

Сеансы, включающие спуск в Преисподнюю, называются оргиски, что дословно означает "в направлении орги" (нижнего, "западного" мира)…. Камланию предшествуют длительные приготовления. Когда приготовления закончены… шаман начинает бить в бубен, петь и танцевать. Его помощники вместе со зрителями подхватывают рефрен песни. Шаман на минуту останавливается, выпивает стакан водки, выкуривает несколько трубок и возобновляет танец… Опасности умножаются по мере приближения к Аду… Поскольку шаман поет обо всех перипетиях путешествия, то зрители могут проследить его путь шаг за шагом… Наконец он достигает мира тьмы, и помощники начинают выбивать искры своими ружейными кремнями: это "молнии", благодаря которым шаман увидит дорогу. Он находит душу; после долгой борьбы или переговоров с духами, ценою тысячи трудностей, он приводит душу на землю и вынуждает ее воссоединиться с телом больного. Так же поступают и помощники маньчжурских шаманов.

У эвенков значение помощника шамана громадно. От его уменья зависит и то, чтобы помочь шаману остаться в том состоянии, до которого он себя довел, и понять то, что дух говорил. По окончанию камлания далеко не всегда, конечно, шаман помнит и знает, что именно дух говорил, и те вопросы, которые стояли перед шаманом до начала камлания, останутся для него вопросами, если помощник не изложит ему услышанного. Функции помощника иногда исполняются случайно присутствующими при камлании людьми, но когда камлание предвидится, то обычно помогает одно и то же лицо, привыкшее к данному шаману.

По этнографическим исследованиям в наши дни, на примере конкретного Шамана, за время шаманской деятельности у Шамана сменялось несколько помощников. В период становления потомственного Шамана помогали его родственники, отец и дед его были шаманами. Для избавления от шаманской болезни ему сшили шаманскую шапку и он пришел в себя. Шапку и бубен сделал прадед, костюм шили родственники. Мастерицы сшили шаману костюм; подвески - птичек, рыб, животных - сделали умельцы-мужчины.

Основной помощницей одного Шамана была женщина. Она занималась связями, организовывала поездки, выступала посредником между пациентами и шаманом, договаривалась об условиях получения помощи, вывозила шамана к больным в другие города и поселки. Кроме того, являлась знатоком культуры, она помогала Шаману при изготовлении костюма и атрибутики, вела дневниковые записи всех событий, связанных с Шаманом и фиксировала его знания в различных областях (народная медицина, эвенкийский язык, обычаи), снабжала Шамана продуктами, отправляла посылки из поселка в тайгу.

По рассказу помощницы, сами духи выбрали ее на это поприще: «Шаман пришёл ко мне домой и попросил стать его помощником, сказал, что с ним надо ехать в «чужие земли». У него уже были помощники, но он сказал, что только я смогу ему помочь (он уже тогда знал, куда мы поедем)». Она ответила, что ничего в этом не понимает, и даже смеялась над его просьбой. Она ничего не знала о религии, о своих функциях, не решалась помогать. С детства боялась камланий, во время которых плакала и засыпала. Но Шаман ее уговорил, сказав, что она избранная, что духи ее направят, небо поможет узнать, как помогать Шаману одевать костюм, как снимать, как «расшифровывать» камлания. Шаман уверял, что она справится, и они «все будут знать». Во время поездки в "далекие земли" помощница еще не верила в его могущество и решила проверить Шамана. Он попросила его узнать, чем сейчас занимаются члены ее семьи. Шаман закрыл глаза, мысленно «слетал» в поселок, обратившись в птицу посмотрел, что происходит в ее доме, и, вернувшись, рассказал ей. После этого помощница позвонила домой и стала расспрашивать, кто чем занят. Оказалось, что Шаман описал все верно, и когда она вернулась в номер, Шаман сказал ей: «Не надо меня проверять». После сильной грозы, помощница стала слышать духов.

По словам самой помощницы, Шаман «вычислил» ее после смерти своей жены (та была дочерью шаманки). Он выбрал ее главной помощницей, так как она помогла ему – дала обработанные бревна для надгробия.

Костюм хранился у помощницы в доме, в случае необходимости, она отправляла его в стойбище. Шаман мог камлать в тайге и без специального снаряжения ложкой (серебряной) и крышкой от кастрюли. Прикасаться к костюму без Шамана нельзя. В обязанности помощницы входила перевозка шаманских бубна и костюма в поездках. Сама она во время камлания на голову поверх платка надевала повязку с кисточками, почти как у Шамана. Духи ей подсказали, что прикрытие головы платком обязательно, чтобы злые духи не навредили. Для защиты от духов Шамана помощница надевала также национальный костюм.

По словам помощницы, помощников у Шамана много, помогает каждый, кого попросит Шаман. Но каждый род должен иметь 5-6 помощников Шамана для разных случаев. Особого обряда посвящения у помощников нет. Возраст помощников - обычно после 20 лет, пол – любой («в семье все равны»). Помощниками, по желанию Шамана, могут быть и дети. При серьезном камлании над тяжелобольным должны присутствовать 7 женщин и 9 мужчин. Только родственники или избранные могут быть помощниками Шамана. Чужому человеку быть помощником Шамана нельзя. Помощник не может быть учеником Шамана. По словам информанта, «помощник не может быть учеником, шаманству никто никогда не учит. Шаман может научить как оленей лечить, травы подсказать. Они же народные знания хорошо знают, лекарства там. А шаманству никто и никогда не учит. А когда шаманский дар уже появился, шаман учит, как пользоваться этим даром, чтобы не навредить людям. Вот это единственная школа шаманства, обучение применять свои возможности». Были случаи, когда шаманы дружили и помогали друг другу при камлании, но чаще всего шаманы враждовали.

Костюм шаману шьют 7-9 человек, обязательно нечетное число. Шаман может обойтись без помощников, если камлает без костюма: «Шаман без помощников не может камлать. Если никого из помощников нет, то камлает без костюма. Но только маленькие просьбы, тогда без костюма», - свидетельствовала помощница.

Функции помощников – переводить слова Шамана, которые вкладывают ему в уста шаманские духи «бэллэмни» (от эвенк. «помощники»). У помощницы – свои духи: «Духи со мной общаются, т.к. я посредник Шамана и людей». Среди эвенков бытует представление об опасности роли помощника шамана. Одна мастерица шила костюм для шамана , после чего у нее стали болеть руки. Спустя много лет она пришла к другому шаману и попросила вылечить ее. Во время камлания из ее рук в бубен падали нитки, обрезки ровдуги, мусор. После этого боль прошла. Некоторые объясняют гибель родственников помощников шамана тем, что они «связались» с шаманом. По словам помощницы, "Те люди, которые отказались Шаману служить, их наказывают духи, их уже нет. Если над Шаманом люди смеются, то их духи наказывают».

У помощницы шамана был «синкэн» (барылах – якутский яз.) - священное антропоморфное существо, вырезанное из дерева и одетое в костюм из оленьей шкуры (размером с кисть руки). Барылах ей сделал сам Шаман, эту куклу по наследству нужно передать дочери, потом – внуку (ребенок старшей дочери). Это покровитель охоты, удачи, и делается он только для защиты своих сородичей. Барылаха кормят салом дикого оленя. Кусочек сала (он не портится) всегда висит внутри одежды барылаха.

Помощница описывала некоторые детали камлания: при обряде лечения ставят 9 лиственниц, на них вешают деревянные изображения птиц, рыб, зверей с помощью туру (изготовляют туру в священном чуме - ветку расщепляют щепкой на две половины, получается в виде буквы Y). Плащ Шамана и другие атрибуты помощники вносят на малу (священное место напротив входа). Шаман гадает на колотушке – упадет верхом – к счастью, нижней частью (меховой) – к несчастью. После камлания Шаман дает надеть свой костюм и побить в бубен другим, чтобы они взяли из него энергию для себя. Обряд после камлания называется «тэгэмэк». Шаманское пение по-эвенкийски «икэмэк», «туни» (быть одержимым духами, бесноваться). Оленя забивают для больших гостей, мясом угощают всех (для камлания не забивают).

Обряд лечения, со слов помощницы, когда «у больного что-то было в брюшной полости». Порядок камлания таков:

1.Выключают электрический свет, зажигают свечи. Окуривают помещение колючим кустарником.
2.Шаман садится на кумалан (коврик с узорами из меха) (его шили несколько женщин лет по 45, не родственниц, по указанию Шамана).
3.Одевают Шамана в следующем порядке: торбаза, нагрудник, плащ, шапка, бубен.
4.Шаман пьет воду со спичками (зажженную спичку бросают в кружку с водой) [В большинстве камланий шаманы пьют воду, в которую бросают зажженную спичку (видимо, сочетание воды и огня), что помогает им войти в экстатическое состояние].
5.Начинает тихо бить в бубен. Ритмы бубна разные, то размеренные, то отрывистые, то громкие. Шаман входит в экстаз, сильно потеет, пот катится градом.
6.После камлания его лицо вытирает помощница.
7.Все присутствующие по очереди надевают плащ, шапку, бьют в бубен.
8.Помощница протирает бубен белой тряпочкой – там кровь, слизь, шерсть («болезнь вышла»).
Камлание длилось 2-3 часа.

Еще одно описание лечения:

1.Договариваются с Шаманом по поводу лечения.
2.Багульником окуривают дом и всех людей.
3.Пьют чай.
4.В доме остаются только семья помощницы и приезжие с больным.
5.Расстилают кумаланчик с оленями (меховой коврик с аппликациями).
6.Помощница надевает национальный костюм.
7.Одевают Шамана: обувь, передник, плащ, шапку (из ровдуги, железной нет). После камлания надевают другую шапку.
8.Шаман садится и получает бубен.
9.В начале камлания Шаман сидит спокойно минут 30. На сковородке тлеют угли.
10.Шаман созывает духов: бьет в бубен тихо, потом громче и громче. Входит в транс. Больной сидит или лежит.
11.За шаманом подпевает помощница, потом все присутствующие, которые после камлания берут в руки бубен и стучат.
12.Во время камлания бросается колотушка для предсказания: верх – счастье, низ – несчастье.
13.Внутри бубна во время камлания появляется кровь, шерсть (оленя), слизь – так Шаман вытягивает болезнь.
14.Помощница раздевает Шамана, вытирает пот с его лица, после чего плащ одевают все по очереди: берут шаманскую «энергетику», чтобы не болеть.
15.После камлания едят, пьют водку.
16.Одежду Шамана и его атрибуты помощница укладывает в особую шаманскую сумку.
17.Подарок Шаману дают не деньгами, а покупают продукты в тайгу.

Для чужого человека готовят палатку, «чтобы не нести болезнь в дом». В палатке Шаман сидит на малу - священном месте. Кормит костер помощница, бубен тоже. В палатке через рот разбрызгивают воду, выгоняют злых духов. Камлать по-эвенкийски - «эвипканда», и шаман не камлает, а «играет» - «эвидерен».

Камлание Шамана по поводу будущего, которое проходило в стойбище, в лесу:

1.В палатке сушат костюм и бубен.
2.Палатку окуривают: вносят сковородку с углями и травами (не багульник).
3.Другой помощник Шамана (мужчина) переводил сообщения.
4.Камлание началось вечером, около 18 часов. После 12 Шаман долго пел. Потом вышел на улицу.
5.Шаман раздал иголки (свои) с разными нитками присутствующим.
6.Проглотил иголки и продолжил пение.
7.Выплюнул иголки в бубен и начал предсказывать. Во время этого камлания Шаман колотушку не кидал и бубен никому не давал.
8.Мужчины раздели Шамана и протерли его от пота.
9.В три часа ночи камлание закончилось и все разошлись.

Ранее описанный Шаман имел в своем распоряжении трех помощников. Женщина помогала в селе, других городах и поселках, а также в далеких поездках. Двое мужчин старше 40 лет, кочевали вместе с ним в тайге. Описание одного из камланий, посвященное лечению рака. К Шаману в тайгу за исцелением приехала русская женщина с мужем и дочерью. Они привезли с собой снаряжение Шамана, которое хранилось дома у помощницы в поселке. Подготовка к камланию началась еще вечером. Перед камланием помощники подготовили палатку, разместили в ней сакральные предметы, высушили над огнем бубен, достали из священной сумки костюм. Ближе к ночи, в 11 часов, в палатку Шамана пришли все, кто был в стойбище и расселись на шкурах вдоль стен (оставаться у себя в палатках во время камлания опасно, так как над стойбищем в это время собираются духи; по этой же причине нельзя выходить из палатки Шамана во время сеанса). Шаман расположился за печкой, у задней священной стены – малу. Во время камлания два помощника помогали Шаману надеть облачение, сообщали присутствующим результат гадания, проводившегося путем подбрасывания колотушки, передавали пациентам, не являющимся эвенками, указания Шамана (то есть служили в качестве переводчиков). Вообще являлись посредниками между присутствующими и Шаманом. Во время сеанса использовались различные приемы и атрибуты. Помощник воткнул в землю внутри палатки специальный подсвечник - деревянный, с металлическим острием с одной стороны (для закрепления в земле) и с искусно вырезанной головой лося, между рогами которого помещалась свеча, с другой. Никакого света в палатке больше быть не должно. Те, кто знал эвенкийский язык, повторяли за Шаманом напевы его шаманской песни. Помощники были в постоянном движении: они дали Шаману попить, затем передали от Шамана заболевшей и членам ее семьи лоскуты белой ткани (все трое держали по лоскуту, за другие концы держался Шаман), зажгли сигарету, по которой Шаман затем «ставил диагноз», узнавал судьбу (докурив ее после больной). Шаман «играл» то стоя, то сидя. Он плюнул в бубен, и в конце камлания, длившегося около 3 часов, продемонстрировал присутствующим сгустки крови и слизи, образовавшиеся внутри бубна. Это была вытянутая им болезнь. После камлания помощники по очереди облачились в костюм Шамана и били в бубен, провожая тем самым духов. Когда снаряжение было убрано и Шаман пришел в себя, он рассказал, где ему довелось побывать. Оказалось, что его сакральных помощниц, девяти девиц, не было на месте (они улетели помогать другому шаману), поэтому сеанс нужно повторить через год. Кроме того, что-то угрожает дочери пациентки, необходимо провести камлание и для нее. Гости преподнесли в дар шаману продукты и водку, и на следующий день уехали.

У Шамана со времени его посвящения сменилось несколько постоянных помощников (не менее 6). Помощники Шамана должны были хорошо разбираться не только в порядке камлания, но и во всей шаманской мифологической системе.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.

Return to “Шаманизм ( монголы, тувинцы, якуты, буряты и др)”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 10 guests