Крещение (приметы и обычаи)

Галина
Автор темы
Аватара
Галина
Автор темы
Репутация: 708 (+709/−1)
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 17 октября 2015
С нами: 2 года 8 месяцев

#1 Галина » 1 сентября 2016, 11:31

Крещение – второе рождение для православного человека, в этот день происходит духовное рождение.

Приметы :
*Когда приходят кум и кума, чтобы взять своего крестника и нести его в церковь, их ни в коем случае не сажают, пусть только стоят. Садиться кум и кума могут только после крещения ребёнка.
*Кума должна знать, что если у неё менструация, то ни в коем случае нельзя крестить крестника, в противном случае крещёный ребёнок будет болеть, особенно кожными заболеваниями. Мать ребёнка, не стесняясь, должна спросить об этом куму.
*Ни в коем случае беременной женщине нельзя быть кумой. Будут болеть и крестник и ее будущий ребёнок.
*Во время крестин принято, чтобы кум дарил крест а кума - ризки.
*Если кума или кум крестили ребёнка, а он умер, их нельзя повторно приглашать крестить следующего ребёнка.
*В настоящее время родители стараются дать имя своему ребёнку помоднее, особенно модны заграничные имена. Давая такие имена, вы обрекаете своего ребёнка на неизвестное будущее. Ведь имя человека имеет большое значение в его судьбе. Наш народ очень умный. Раньше у ребёнка было два имени. Одним именем крестили в церкви - это его крещёное имя, а другим именем называли в жизни. Это делалось для того, чтобы на ребёнка не могли навести порчу.


По русскому обычаю перед крестинами выбираются крестные родители, отец и мать, они не должны быть супругами. Мальчика должен крестить мужчина, а девочку – женщина. Крестные родители становятся поручителями перед Богом за своего подопечного, они должны заниматься духовным воспитанием своего крестника. Крестным родителям желательно в ежедневных молитвах вспоминать о своих крестниках и просить у Бога для них здравия и спасения.

Если вы крестите маленького ребенка, то его мать может зайти в церковь только после сорока дней после рождения малыша.

По правилам и обычаям крестные родители дарят своему подопечному подарки. Обязательно преподносится икона с изображением Святого покровителя. Крестный отец должен взять на себя все расходы по оплате церемонии крещения. Крестный отец дарит нательный крестик и цепочку, а крестная мать – крестильную рубашку и полотенце.

После церемонии в церкви можно продолжать отмечать это торжество дома с родными и друзьями. Руководить праздником должна женщина, которая впервые купала младенца.


В день крещения в доме не должно быть никаких ссор. Нельзя также заниматься шитьем, вязанием и прочими домашними делами. А вот приготовить праздничный стол – давняя и хорошая традиция. Последней из блюд подается «бабьина каша» – кутья.

И день рождения (день ангела), и день именин (день почитания святого, в честь которого вас нарекли) следовало проводить свято и трезво, посещать храм и воздавать молитвы своему святому-покровителю. Этот день следует отмечать в чистой одежде и не выполнять никакой грязной работы. Нельзя резать скот, ломать ветки или рвать цветы. Для уже подросшего ребенка день его крещения становится днем почитания крестных родителей.

Важно помнить, что крещение – это не просто обряд или дань традиции. Это великое таинство, обязывающее человека бороться с самим собой – со всем плохим, что в нем есть. А поскольку маленькие дети не могут сами держать такую великую ответственность, родители и крестные должны способствовать тому, чтобы ребенок вырос достойным, глубоким человеком, которому не чуждо понятие морали.

После крестин отца и мать поздравляли с сынком или дочкой, кумовьев — с крестником или крестницей, бабку-повитуху — с новым внуком или внучкой и т.д. Кума с кумой сажали за стол и угощали приготовленной для них закуской и чаем, а самого виновника торжества свивали и клали к родильнице на расстеленную шерстью вверх шубу, тем самым желая ему богатства. Когда новорожденного крестили дома, отец угощал священника вместе с кумом и кумой обедом.
Между тем хозяин дома приглашал, кого считал нужным, из своих родных и знакомых «к младенцу на хлеб на соль, кашу есть».
Когда приглашенные собирались, устраивался крестильный обед. Подавались различные кушанья. Сначала подавали холодное: в постный день — обыкновенно сельдь и квас с кислой капустой, а в скоромный — студень и квас с яйцами и мясом. Затем следовали блюда: в постный день — приправленные конопляным маслом щи со снетками; картофельный суп с грибами и лапша; в скоромный же — щи с каким-нибудь мясом, ушник, т.е. суп из потрохов, лапша с курятиной или свининой, лапша молочная.
Какими бы разнообразными ни были блюда на крестильном обеде, обязательно подавали гречневую кашу, перед ней нередко и кашу пшенную.
В заключение обеда бабка клала на стол пирог, ставила в шапке горшок с кашей и на тарелке штоф с водкой; при этом она говорила:

Шапка малахай,
А ты, родильница,
В год еще натряхай!

Или:
Бабушка подходит,
Кашку подносит На корысть,
на радость,
На Божью милость,
На толстые одонья,
На высокие скирды.
Кашку на ложки,
Мальчику на ножки!

Или:
Гости мои любяшие,
Гости мои дорогие!
К вам бабушка идет,
Вам кашку несет.
Бабушка молоденька,
Несет катку сладеньку.
Нам не барыши получать,
А только народ приучать,
Чтобы бабушку знати,
Чаще в гости звали.

Бабка начинала угощать присутствующих, но те, по обычаю, первую рюмку предлагали угощающей. «Попробуй-ка сама, бабушка! — шутят в ответ на ее угощения хозяин с гостями. — Бог знает, какую ты водку нам подаешь, может, она наговорная!»
Первым после бабки пил отец новорожденного. Для закуски ему она подавала в ложке пересоленную кашу (или смешанную с горчицей, перцем, уксусом и т.п.), приговаривая: «Ешь, отец-родитель, ешь, да будь пожеланней к своему сынку (или своей дочке)! »
«Как тебе сол(о)но, так и жене твоей было сол(о)но рожать!»… «Сол(о)на кашка, и сол(о)но было жене родить, а еще сол(о)ней отцу с матерью достанутся детки после*-. Затем, бросая кверху оставшуюся в ложке кашу, произносила: «Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось и они так же прыгали бы»…
За кашей происходил обмен подарками — кума одаривала кума платком, кум ее ответно — деньгами; деньги и подарки «на зубок» клали на горшок с кашей или на особые тарелки.
За отцом младенца угощались кумовья. «Выкушайте, куманьки дорогие! — говорила им бабка. — С крестницей (или крестником) вас! Как вы видели ее (или его) под крестом, так бы видеть вам ее (или его) и под венцом!»
После кумовьев пили подносимую водку и остальные, сидящие за столом. При этом каждый, не исключая и самого родителя, клал деньги на тарелку — в пользу бабки и на пирог — в пользу родильницы.
Наконец гости благодарили хозяев и, пожелав им всего хорошего, а новорожденному доброго здоровья и многих лет, прощались, Оставались только кум с кумой; им вечером того же дня или утром следующего, чтобы «опохмелиться* после обеда, предлагали закуску. За этой закуской кум получал от кумы «на память» платок, за что он, предварительно вытерши полученным подарком себе губы, целовал куму и одаривал деньгами от 10 до 15 копеек. При прощании кумовья получали от родильницы по пирогу, за который, в свою очередь, давали ей копеек по 15—20 или на такую же сумму каких-нибудь вещей, например: платок, чай, сахар, мыло и т.п.
Так заканчивалось празднование по поводу рождения и крещения младенца. Заметим, что крестины отмечались с некоторой торжественностью лишь в том случае, если в крестьянском доме появлялся первый новорожденный, особенно мальчик, и если эта семья жила в достатке. В больших и бедных семьях это событие проходило незаметно.
Православный обряд крещения был не только обрядом приобщения новорожденного к православной вере, но и официальным актом регистрации ребенка.

Вернуться в «Разное»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: надя1789 и 11 гостей