Образ Жанны д’Арк ( святая или ведьма)

Василиск M
Topic author
Avatar
Василиск M
Topic author
Reputation: 19 (+19/−0)
Posts: 11
Joined: 5 Jan 2020
With us: 22 days 6 hours

#1by Василиск » 14 Jan 2020, 15:32

Любопытная на мой взгляд статья Ольга Тагоевой ( доктор исторических наук РАН)

История Жанны д’Арк — захватывающий, но вместе с тем очень сложный для изучения сюжет. Орлеанская дева всегда была и остается одной из тех исторических фигур, что привлекает внимание не только профессиональных историков, но и вызывает интерес у широкого круга людей.

Вся жизнь Жанны д’Арк окутана легендами. Начиная со дня ее рождения, который, как принято думать, приходится на 6 января 1412 года, и кончая ее смертью 30 мая 1431 года. Эта последняя дата известна нам совершенно точно, поскольку она упоминается в десятках свидетельств современников, в том числе в официальных судебных документах и королевских письмах. Сомнения относительно точного дня рождения Жанны возникают в тот самый момент, когда мы понимаем, что это число — 6 января — упомянуто в одном-единственном источнике и что на этот день в 1412 году приходилось Богоявление Господне. Иными словами, приход в этот мир Жанны д’Арк описан в письме королевского советника Персеваля де Буленвилье как явление второго Иисуса Христа, как рождение Спасителя, который придет на помощь французскому королевству и защитит его от английских захватчиков. Думать, что 6 января был действительно днем рождения Жанны д’Арк, при таких условиях совершенно недопустимо. Данное указание и данное сравнение были использованы де Буленвилье исключительно в пропагандистских целях, дабы укрепить веру в деву среди сторонников французского дофина Карла (будущего короля Карла VII). Аналогия, сближающая Жанну д’Арк с Иисусом Христом, в принципе является, на мой взгляд, ключом к пониманию оценки ее не только ее современниками, но и значительно более поздними поколениями европейцев.

В XVI веке дихотомия «святая/ведьма» по-прежнему продолжала присутствовать во всех текстах, посвященных Жанне д’Арк, и связано это было в первую очередь с нарастанием количества ведовских процессов во Франции, с интересом, который просвещенная верхушка общества испытывала к колдовству, магии и связанным с ними «отклонениям» от истинной католической веры. В XVII веке ситуация несколько изменилась, и на место ведьм, которые уже не так интересовали образованные круги французского общества, пришли «одержимые демонами» женщины, а потому дихотомия, в рамках которой «прочитывался» образ Орлеанской девы, также претерпела определенные изменения. В это время появилась и утвердилась идея о том, что Жанна д’Арк, возможно, не являлась истинной пророчицей, что ее голосом говорил не Господь, но дьявол, поработивший ее тело и душу. Для XVII века подобное противопоставление можно считать весьма характерным, и оно действительно занимало умы просвещенной публики до конца столетия, когда процессы об одержимости, как в свое время процессы против ведьм, сошли на нет.

Даже к концу XIX века, когда уже начался процесс канонизации и поданные в Рим документы проходили проверку в папской курии, дихотомичное восприятие Жанны д’Арк никуда не исчезло. По-прежнему существовал образ народной героини, простой деревенской девушки, своей личной харизмой и патриотизмом увлекшей французов на борьбу с захватчиками. Чуть позднее появился новый вариант данного противопоставления, связанный с широкой оглаской, которую получило во Франции на рубеже XIX–XX веков дело Дрейфуса, — «святая против антисемитки». Наконец, в самом начале XX века «святая» начинает противопоставляться «шизофреничке», и с развитием психиатрии как науки это противопоставление выходит на какое-то время на передний план. Собственно, исключительно как святую Жанну д’Арк начинают воспринимать только в период Первой мировой войны, когда Франция терпит поражение, когда ей вновь, как когда-то в XV веке, угрожают захватчики. В этот момент Жанна становится пусть еще не канонизированной, но святой покровительницей страны. Именно Первая мировая война ставит последнюю точку в затянувшемся споре о святости Орлеанской девы. В 1920 году Жанну д’Арк официально канонизируют как святую деву и защитницу Франции.

solp M
Avatar
solp M
Reputation: 865 (+870/−5)
Posts: 3143
Joined: 12 Jul 2018
With us: 1 year 6 months

#2by solp » 14 Jan 2020, 15:36

Ну так-то святые и юродивые в одном лице тоже были - Ксения Петербургская тому пример. Одно другому не мешает.

Added after 2 minutes 57 seconds:
Василиск wrote:дело Дрейфуса
Вот только Дело Дрейфуса - это обвинения еврея-офицера французской армии в шпионаже в пользу Германии, связи с Жанной д'Арк не улавливаю scratch_one-s_head


Return to “Флудилка”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 85 guests